Икэбана – игра или развлечение?

«Если в прошлом Икэбана опиралась на идею мимолетности человека и природы,
то сегодня ею движет идея полного обновления человека при посредничестве природы».
Софу Тэсигохара
 

Эстетика повседневности в каждый момент жизни – это в полной мере прежде всего про японцев. Любопытная и самобытная культура этой страны с древности обращалась к творчеству как к духовным практикам, как к камертону, с помощью которого можно настраиваться на ритмы Вселенной, черпая мудрость и силу из бесконечного потока, который дарит нам Мир.   

Самураи и гейши появились в этой культуре как максимальное проявление янской и иньской энергий, абсолют мужского и женского образов. Эта культура подарила нам образ Самурая – умного, сильного, благородного и высокообразованного Воина, который в качестве духовной практики  ставил икэбану вечером, перед предстоящим завтрашним боем, настраиваясь на сражение.

Гейша – совершенно уникальное явление, ничего общего не имеющая с женщинами из квартала красных фонарей. Умная, красивая и получившая прекрасное образование, очаровывала разговорами и танцами, владела всеми возможными видами искусств, в первую очередь икэбаной.
Для немногословных японцев цветочная композиция могла выступать в роли любовного письма или приветствия гостю, ей можно высказать и неприятные вещи, которые не хочется произносить вслух. Это очень деликатный момент общения только для понимающих символику, заложенную в композиции. Учитываются все нюансы, а не только символика цветка – где и как относительно друг друга стоят растения, их сочетания и цвет, и многое другое.

Игра в икэбану завораживает, открывает мир в новом свете, иначе видим ставшие уже привычными фрагменты мира. Внимание к окружающему в таких тонкостях рождает состояние возвышенного духа, поскольку именно это природой заложено в нас как отклик на правильное мышление.
В современном мире искусство икэбаны получило распространение в социализированном, упрощенном виде. Иногда это искусство пытаются сделать своим развлечением, но умных людей увлекает не только игра вариаций и подсмыслов, которые рождаются в композиции легко и без напряжения. Гораздо важнее для многих становится возможность внутренней работы с собой, когда душа откликается на красоту и изысканную гармонию, увлекаемая энергиями и как камертоном приводится к состоянию благородства и покоя. Сила этого воздействия гораздо слабее, чем во времена самураев и гейш, поскольку законы и основы композиции упрощены по сравнению с тем временем.  Но во времена техногенной атаки окружающего мира, утомляющего своими не природными ритмами и логикой,   так приятно и радостно иметь в душе «за пазухой» карманчик, куда можно обратиться и полечить свою душу красотой и гармонией, почувствовать ритм окружающего мира и У_МироТворение. Потому, что согласно древним поверьям, такое творчество, – это и есть творение Мира.

Текст (слова) песни в исполнении О. Газманова «Есть глаза у цветов»

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Помню как-то я в былые дни
Рвал цветы для милой на поляне,
И глядели на меня они,
Как бы говоря: "Она обманет".
Я напрасно ждал, и звал я зря,
Бросил я цветы, они лежали,
Как бы глядя вдаль и говоря:
"Не виновны мы в твоей печали".
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.
Мы уходим, и в прощальный час
Провожая из родного края,
Разные цветы глядят на нас,
Нам вослед головками кивая.
Осенью, когда сады грустны,
Листья на ветвях желты и гладки,
Вспоминая дни своей весны,
Глядя вдаль цветы грустят на грядке.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли,
Добрым взглядом всех кто с нами рядом.
Или же потусторонним взглядом
Всех друзей, что навсегда ушли.
 
Гамзатов Р.

Автор статьи: Е. Н. Чабанец, кандидат философских наук,
4 дан по икэбана школы Согэцу, специализация философии искусств, востоковедение.