Региональный этап всероссийской олимпиады школьников как индикатор экологического образования

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 3 и 4 февраля 2021 г. и включал теоретический (выполнение заданий) и проектный тур (конкурс рукописей экологических проектов и их защита). Он проводился в трёх возрастных параллелях: 9, 10 и 11 классах. В олимпиаде приняли участие 67 школьников из различных районов Томской области (Асиновский, Колпашевский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский), гг. Томск, Северск, Стрежевой, Асино, Колпашево. Из них учащихся 9 класса – 20, 10 класса – 28, 11 класса – 19 школьников. Итоговая оценка регионального этапа олимпиады складывалась из оценок за теоретический тур, оценки рукописи проекта и оценки устной защиты проекта. В составе жюри регионального этапа олимпиады приняли участие сотрудники Сибирского ботанического сада, доценты Национального исследовательского Томского государственного университета, кандидаты биологических наук Т. Н. Беляева и А. С. Прокопьев.
 
Победителями Олимпиады стали учащиеся Гуманитарного лицея и СОШ «Эврика-развитие» г. Томска (9 класс); лицея при ТПУ г. Томска и гимназии № 2 г. Асино (10, 11 класс), СОШ № 198 (г. Северск) (10 класс). Призерами Олимпиады стали учащиеся из различных школ, лицеев и гимназий гг. Томска, Асино, Северска, Стрежевой, Томского, Колпашевского, Тегульдетского районов Томской области.

Олимпиадные туры проводились в системе онлайн и были организованы с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических требований.

В этом году предложенные задания теоретического тура можно сгруппировать по направлениям: демэкология, синэкология, глобальная экология, медицинская экология, концепция устойчивого развития, зеленая экономика. С теоретическим туром наиболее успешно справились учащиеся 11 класса (в среднем 51,5 % от максимального числа баллов против 42,1 % в 10 классе и 43,4 % в 9 классе). Многие учащиеся продемонстрировали хорошее знание экологических законов, понятийного аппарата, показали умение аргументировано излагать свою позицию, логически и творчески мыслить, продемонстрировали хорошую эрудицию. К сожалению, умение рассуждать по вопросам совокупности экономического, социального, политического и экологического развития было продемонстрировано в крайне малом числе работ, что, возможно, связано с недостаточным вниманием к вопросам экологии при преподавании данной дисциплины в общеобразовательной школе (проблему частично компенсируют центры дополнительного образования детей). Отдельные задания оказались для участников сложными.

Намного более успешно учащиеся справились с проектным туром. Наиболее высокие результаты были получены у более подготовленных школьников 10 и 11 классов (в среднем более 77 % и около 83 % от максимального количества баллов соответственно против 71 % у 9 классов). В представленных школьниками проектах рассматривались проблемы загрязнения окружающей среды, раздельного сбора мусора и переработки отходов, сохранения биоразнообразия, биологической безопасности, формирование комфортной среды обитания человека. Следует отметить возросший уровень исследовательской компетентности учащихся, наглядность представленных результатов, умение презентовать работы на современном уровне, грамотно вести дискуссию, кратко и четко отвечать на вопросы.